Конспект
урока литературы в 6классе.
«Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная
дорога».
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова,
определить его тему и идею.
Задачи:
Образовательные: Научить анализировать прочитанное:
- определять тему и идею
произведения;
- выделять композиционные части;
-
видеть средства художественной выразительности в тексте.
Повторить
пройденное.
Развивающие: Развить умения и навыки анализа
художественного текста, речь учащихся,
навыки самостоятельной работы.
Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе
и чтению, воспитать культуру труда.
Методы: частично-поисковый и репродуктивный
Формы: коллективная и индивидуальная
Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя,
индивидуальная беседа, работа со словом,
работа по вопросам, анализ
стихотворения, составление плана,
эвристическая беседа.
Средства обучения: портрет Н.А.Некрасова, учебник
литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.
Структура урока:
1 этап - организационный
- приветствие
- проверка готовности к уроку
- организация внимания
2 этап -
подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.
- проверка домашнего задания
- актуализация ранее полученных знаний
- постановка учебной цели.
3 этап - обучающий
- организация процесса
восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.
4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала
- тестирование
5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Ход урока
1 этап. Орг. Момент. 2 этап. Подготовка к усвоению заданий Слово учителя Объявление темы и цели урока Интервью 3 этап Обучающий. Работа по содержанию текста Работа со словом 1 часть Лингвист. Анализ Текста Вывод 2 часть Самосто-ятельная работа с текстом Вывод Физкульт. Минутка. 3 часть 4 часть Итог работы над стихотво- рением: Тема Идея 4 этап Контроль Усвоенного Материала 5 этап Итоги. Дом. задание |
-Здравствуйте! Садитесь. Итак,
прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Все ли готовы к уроку? Проверим домашнее задание К доске: 1.Определить из какого произведения отрывок
и его размер. 2. Рассказать о Николае Алексеевиче Некрасове. Изучая творчество
Н.А.Некрасова в нач. классах, в 5 кл., вы
познакомились уже с
многими произведениями поэта. Это стихотворения: «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка»,
«Дед Мазай и зайцы», « Не сжатая полоса». Поэма
«Мороз, Красный нос» и др. И я рада,
что вы их сегодня вспомнили. Главной темой своего творчества он сделал
судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким
сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с
еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.
Откройте тетради и запишите
тему: Стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога» Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение,
определить его тему и идею. Но вначале я бы хотела
взять у вас интервью. - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Откройте учебники. Работаем
с текстом - С чего начинается стихотворение «Железная дорога»? - Что такое эпиграф? Посмотрите на эпиграф
Некрасова. - Чем он необычен? -Что обычно в качестве эпиграфа? - А что у нас? - Как вы считаете, чем его значение? - Какова его
роль? -Как построено стихотворение? - Сколько частей выделяет автор? -Внимательно прослушаем 1часть. ( чтение 1части наизусть) Спасибо. Оценка. - Что представляет собой 1 часть? Запишем в тетрадь: 1 часть. Осенний пейзаж. -Каким настроением он проникнут? -Какова лексика 1-й части? - С помощью, каких изобразительно- выразительных средств
создается это радостное настроение необыкновенной осени? - Какие средства вы знаете? Давайте найдем их в тексте. -Определите размер. -Что можно сказать о человеке, который так увидел
картину природы? -Какой можно сделать вывод? - Что хочет сказать нам поэт? Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто
построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о
народе, о труде. Перейдем ко 2-й главе. -Что можно сказать о построении 2ч? - С чего начинает автор? - Можно ли ее разделить? -Проследите за
мыслью автора и составьте свой план 2
части. Проверим, сравним с доской
и внесем исправления. -К какому выводу подводит нас поэт? -Кто истинный строитель дороги? Вывод: Истинный строитель дороги не граф, а простой русский народ. Некрасов призывает увидеть
тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и научиться мужика
уважать. Физкультминутка. Мы немножко отдохнем: Встанем, глубоко вздохнем Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Читаем 3
часть. -Что мы слышим здесь? Записываем 3
часть Мнение генерала: народ – варвар 4 часть. Окончание
работ. «
Светлая сторона» жизни. - Каков заработок? - Как ведут себя мужики? Вот вам и «светлая сторона» жизни. - Каково авторское отношение к изображаемому? Подведем итог:О
чем стихотворение? Стих «Железная дорога» План: 1.Осенний пейзаж 2. «Правда» поэта. - царь- голод - песнь мертвецов - белорус -мысли о будущем народа 3. Мнение генерала «народ-
варвар» 4 «Светлая сторона» жизни. Определим главную тему
произведения (Самостоятельно) Тема: родины и судьбы народа- труженика. -Что хотел автор сказать
этим произведением? Что мы пытались выяснить на протяжении урока? -Какая основная идея стихотворения? Идея: Истинный строитель дороги Народ- труженик. Сделайте вывод -Почему стихотворение посвящено детям? С. Маршак: «…не для того,
чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная
дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих
людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который
«вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу
проложит себе» Тесты. Взаимопроверка Рефлексия. Подведем итог
урока. - Чем мы
сегодня занимались на уроке? - Каких результатов
достигли? Выучить наизусть отрывок из ч.2 последние 3 строфы. |
1.Отрывок из стих. «На Волге» - - - - - - - - - - - - - - - - 4-х ст. ямб 2. Отрывок и стих. «Не
сжата полоска одна» - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3-х ст. дактиль Запись темы урока Уч-ся делятся
впечатлениями. С эпиграфа. Эпиграф -
краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед
произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль. Обычно в качестве эпиграфа
пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне Эпиграф играет роль повода для написания
стихотворения. Стихотворение является откликом на разговор в вагоне. -Кто строил дорогу? Проверка справедливости этого мнения становится главной
поэтической задачей стихотворения. 4 части. Ученик читает наизусть. Это пейзаж, изображение
осенней природы. Настроением бодрости,
ясности, покоя. Лексика создает радостное
настроение. Эпитеты –
усталые силы Студеная речка, морозные
ночи Ясные, тихие дни. Метафора-
осень славная, воздух здоровый, ядреный Безобразье в природе Олицетворение - воздух бодрит Сравнение- лед, как тающий сахар; лес, как мягкая
постель; Листья, как ковер Повтор -
славная осень! Инверсия –
на речке студеной; Лечу я; по рельсам чугунным - - - - - - - - - - - 3-х ст. дактиль. - Он любит свою Родину-
Русь. - Это человек творец,
который открывает прекрасное в самом обыденном. Чтение 2 части. Диалог генерала с сыном
опущен, он перенесен в эпиграф. Возражая генералу, поэт просит разрешения показать Ване правду.
Показать, а не рассказать, так как
художник рисует жизнь в картинках. Показать
– значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги. 2 часть. «
Правда» поэта». А) Царь-голод Б) Песнь
мертвецов В) Белорус Г) Мысли о будущем Простой народ- труженик. Свисток паровоза развеивает
сон Вани, и мы слышим мнение генерала. Для него народ- варвар, скопище
пьяниц. Сердце генерала не трогают ни картины природы, ни труд мужиков. Окончание работ: Мертвые в землю зарыты,
больные в землянках, живые у канторы… Ничего, еще должны остались. Почесали в затылках. А
когда появился подрядчик, простил недоимку, бочку водки поставил и ….. закричали ура! Остается безрадостное,
тягостное впечатление О Родине, о природе, о
труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о
судьбе Родина и народ- труженик Автор пытается разрешить: Кто истинный строитель
дороги? Будущее России Некрасов
связывал с молодым поколением,
отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа. Ответы: 1-3 2-2 3-1 4-4 5-2 |
Н.Некрасов. «Железная дорога»
Тесты
1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
1). Пейзажной лирике
2). Философской лирике
3) Гражданской лирике
2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
1). Повествовательные, описательные
2).
Разговорные, описательные, повествовательные
3) Разговорные, описательные.
3. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Родины и судьбы народа-труженика
2) Труда и природы
3) Будущего Родины и природы
4. Какие изобразительно- выразительные средства не
использовал Некрасов в первой части?
1)
Эпитет 2)
Метафора
3)
Гипербола 4) Сравнение
5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об «
увиденном сне»?
1) удивился
2) захохотал
3) возмутился
Тесты
1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
1). Пейзажной лирике
2). Философской лирике
3) Гражданской лирике
2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
1). Повествовательные, описательные
2). Разговорные, описательные,
повествовательные
3) Разговорные, описательные.
3. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Родины и судьбы народа-труженика
2) Труда и природы
3)
Будущего Родины и природы
4. Какие изобразительно- выразительные средства не
использовал Некрасов в первой части?
1)
Эпитет 2) Метафора
3)
Гипербола 4) Сравнение
5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об «
увиденном сне»?
1) удивился 2) захохотал 3) возмутился
Тесты
1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
1). Пейзажной лирике
2). Философской лирике
3) Гражданской лирике
2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
1). Повествовательные, описательные
2). Разговорные, описательные,
повествовательные
3) Разговорные, описательные.
3. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Родины и судьбы народа-труженика
2) Труда и природы
3) Будущего Родины и природы
4.
Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой
части?
1)
Эпитет 2) Метафора
3)
Гипербола 4) Сравнение
5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об «
увиденном сне»?
1) удивился 2) захохотал 3) возмутился