Конспект урока по русскому языку 11кл.

«Функциональные стили речи»

 

Цель:

 Актуализировать  знания учащихся  о функциональных стилях речи и сфере их использования.

Задачи:

Образовательные:

1.     Вспомнить и обобщить  изученное  о стилях речи: их основных особенностях, назначении и сфере использования.

2.     Расширить знания учащихся:

     - о лексических, морфологических,   синтаксических особенностях публицистического стиля;

    - о средствах эмоциональной выразительности  стилей.

3.      Разобрать задания ЕГЭ, связанные:

-  с   стилевой принадлежностью текста  А-30

 (1 и 2 группа)

-   с  употреблением  в  текстах  разных стилей средств художественной выразительности    В-8 

(2 группа)

4.     Отработать задания ЕГЭ, связанные с определением лексического значения слов  А – 3 и орфографией  А - 15   (1 группа)

Развивающие: Развить логическое мышление учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: Воспитать культуру учебного труда,  трудолюбие, упорство в достижении цели.

 

Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний.

 

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

 

Формы: Коллективная, групповая, индивидуально- обособленная

 

Средства:  компьютер, диски, индивидуальные карточки, учебник.

 

Ход урока

1.этап

 Орг.

Момент

 

 

 

 

 

 

Объявле-ние темы и

целей

1стр.

 

 

 

 

 

 

2 этап

 

 

Вступ.

Слово.

Истори-ческая

справка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготов-ка к восприятию нового

 

 

 

Новая

Тема

 

 

 

Работа  по

схеме

 

 

 

3 этап

 

Первичное

Закрепление

 

 

 

Вывод

 

 

 

 

Работа по группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый

доп. материал

для сильных

уч-ся

Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня необычный урок, у нас – гости. Они все вам знакомы, поэтому не волнуйтесь, будьте внимательны.

 

        Тема сегодняшнего урока «Функциональные стили речи»

        С целью подготовки к ЕГЭ в ходе сегодняшнего урока наша цель: актуализировать знания о стилях речи и сфере их использования. Особо обратить внимание на особенности публицистического стиля, т.к.он входит в часть  В и является основой  Части С.

Первую часть урока работаем все вместе, вторую - по группам. Поэтому задачи у каждой группы свои

Задачи 1группы.  Федотова Т, Создашов Д.

Задачи 2группы   Догина Н., Крюкова Ю., Создашова Н.

Учитель:  Итак, стили речи. Обратимся к истории.

Слово стиль происходит от латинского « стулус»-

Остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку из дерева. Острым концом писали, другим - в виде лопаточки - стирали ненужное.  Отсюда выражение «Чаще поворачивай!», т.е. чаще исправляй, переписывай. Слово стиль стало означать уже качество написанного.

В этом суть стилистики – уметь выразить свою мысль по- разному, различными языковыми средствами.

Понятие  «стили речи» связано с понятием «речевая ситуация» О чем? С кем? Зачем?

          Правильные ответы на эти вопросы помогут определить, где и с какой целью этот текст может быть использован.

-Вспомните, какие стили вы знаете?

-Что вы можете сказать о каждом из них?

 

 

 

 

Откройте стр. 2.

 

 

 

 

Перед вами схема характеристики стилей речи.

Все стили речи характеризуются на основе одних и тех же признаков:

1.Сфера  применения  (где?)

2. Задача   (с какой целью?)

3. Особенности  (какие языковые средства?)

Познакомимся с каждым стилем поближе.

Работа по схеме.

 

А теперь в качестве закрепления

Откройте   стр. 3

 Задание 1.    Распределить слова на 3 группы: книжные, нейтральные, разговорные.

Проверим:

Задание 2.       Упр. 339. стр.216.      Определить стилевую принадлежность текстов.

 Молодцы.  Кому что непонятно?

 

Вывод: Чтобы определить стиль текста, надо поставить вопросы: Где? С какой целью? Может быть применен этот текст.

 

 

Дальше -    работа по группам.

1группа работает самостоятельно:

 Задание 3. Определить стиль текста  А- 30

( тексты  см. на  стр. 3)

 

Задание 4. Отработать задания ЕГЭ, связанные с определением лексического значения А-3 и орфографией А -15   Индивидуальные тесты.

Диск  №1

 

 

 

 

 

2 группа продолжает  работать со мной.

Подготовка к заданию  В-8

     

 стр. 3

 

 

 

 

Каждый ученик сидит за своим компьютером

 

 

 

 

 

 

            1страница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики 1 и 2 гр.  зачитывают  свои  задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный, разговарный, художественный,

Офицально- деловой,

Публицистический.

 

   Страница 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Страница  3

1гр.- 4; 6; 9; 13

2 гр.- 1; 5; 10; 11.

3 гр. – 2; 3; 7; 12.

 

1-публицистический

2- разговорный

3- художественный

4- официально-деловой

5- разговорный

 

 

 

 

 

 

  Страница 3 – 4 (1гр.)

 

 

 

 

 Диск № 1

 

Проанализировав тесты, я увидела, что задание В-8 оказалось для вас самым трудным. Оно действительно очень сложное – 2 балла. Чтобы его выполнить надо знать особенности публицистического стиля и средства выразительности, которые могут использоваться в нем. Также эти знания нужны и в части С, т. к. ваши сочинения должны быть именно публицистического характера. Перед вами стр.3 познакомьтесь.

 Публицистический стиль

Морфологические особенности: 

-речь часто ведется от 1л. и глаголы употребляются в 1л. или повелительном наклонении;

- настоящее время используется для описания событий, происходящих в прошлом;

-часто употребляются прилагательные в превосходной степени;

Синтаксические особенности:

- использование простых предложений, однородных членов, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов; обращений

-замена причастных и деепричастных оборотов сложноподчиненными предложениями; бессоюзие (асиндетон); многосоюзие (повторяющиеся союзы);

- использование  номинативных предложений;

- Восклицательные, вопросительные предложения, риторические вопросы,

- Обратный порядок слов (инверсия), синтаксический параллелизм.

 Лексические особенности:

- употребление слов торжественной лексики (держава, свершение, воздвигать)

- разговорно-просторечных слов (бабки, крутой, зеленые);

- употребление автором новых слов и выражений;

- появление иностранных слов (спикер, холдинг, брифинг), неологизмов (интернетчик, думец)

- употребление многозначных слов, слов в переносном значении, эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и других средств выразительности.

 

А теперь, задание 3.     Прочитайте текст   (на карточках).

Найдите средства художественной выразительности (морфологические, синтаксические, лексические), характерные для данного текста.

                                   

Ученики работают под руководством учителя

 

Обратите внимание  среди лексических особенностей фраза «…другие средства выразительности »

Что это за средства?

 

Откройте  страницу 4

Знакомство  с новыми  средствами выразительности.

Посмотрите на текст еще раз. Нет ли еще каких  средств  выразительности кроме тех, что мы нашли?

 

Средства выразительности

 

    Понятие

          Определение

                 Примеры

 

 Эпитет

 

-образное определение, характеризующее свойство

 предмета

 

Ночевала тучка золотая

жгучий интерес

Метафора

-выражение, основанное  на

 переносном  значении  слова

Стальные нервы

Пчела из кельи восковой

Гипербола

-сильное преувеличение

…редкая птица долетит до

середины  Днепра.

Олицетворение

-предметы, животные

наделяются человеческими

 способностями

Утешится печаль и резвая

Задумается радость….

Сравнение

сравнение предметов, явлений

Он похож на вечер ясный…

 

Антитеза

-противопоставление прямо

противоположных понятий

Они сошлись Волна и камень

Стихи и проза лед и пламень

Инверсия

-нарушение порядка слов

 

Песнь в тишине глубокой

 

Градация

-постепенное усиление действия

Найду, загоню, замучу!

Аллегория

-иносказательное изображение

Хитрость - в образе лисы

Литота

-преуменьшение величины

Мальчик с пальчик

Метонимия

-перенос значения на основе

смежности

Так скушай еще тарелочку,

мой милый!

Синекдоха

замена наименования названием

его части вместо целого

…Она не выделялась в толпе

синих платьиц.

Анафора

(единоначатие)

 

Ассонанс

 

Аллитерация

повторение созвучий отдельных

слов

 

 

- повторение гласных звуков

 

-повторение согласных звуков

Черноглазую девицу,

Черноглазого коня!

 

 

Пора! Пора! Рога трубят.

 

Нева вздувалась и ревела,

Котлом  клокоча и клубясь…

 

Оксюморон

- сочетание резко контрастных,

противоречивых признаков в определении явлений

Звонкая тишина,

Сладкая боль

Ирония

 

Сарказм

 

Повтор

-тонкая затаенная насмешка.

 

-злая и язвительная насмешка-

издевка, высшая степень иронии

 

-повтор одного слова неск. раз

Ты все пела? Это – дело…

 

 

Выполнение тренировочных упражнений.  Самостоятельная работа.

Задание 4.1.      В каком предложении используется метафора?

Выделить предложение.

 

1. Вершины предгорий, издали казавшиеся близкими, по мере приближения уплывали ввысь и вдаль.

2. С очередной вершины открылись новые гряды гор, похожие на застывшие волны гигантского моря.

3. Я где-то читал, что на месте Кавказа в доисторические времена было море.

 

Ответ: 2

Задание 4.2.        Какие из перечисленных ниже средств художественной    выразительности используются в предложении? Выделить.

 

 Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которыми и сейчас невозможно не восхищаться.

 

1. Метафора        2. Гипербола.         3. Градация       4. Сравнение

 

Задание 4.3.         Укажите вид тропа, используемый в предложении.

 

  Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла.

 

Ответ: эпитет,      метафора,   олицетворение.

Задание 4.4.    Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

                                        Небо и дорога.

   Прошла по листве мокрая гулкая буря, над лесной дорогой нашей разомкнулись деревья. В осиннике стало светло, и в лужах теперь стоит небо.

    Замрешь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а снизу – сине.

Глянешь - и гуси плывут в небесах под ногами, голова даже кружиться. И кажется, летишь.

     На что конь, и  тот порой забудется и упрется перед лужей, глядит под ноги в небо бешеными глазами, словно в пропасть.

 

1) метафора       2) риторический вопрос         3) сравнение 

          4) олицетворение                5) инверсия                                       Ответ: 1, 3, 4, 5.

 

Индивидуальная работа  с тестами   ЕГЭ               Диск № 2,  №3 ;  дискета 4

Цель: Отработать материал по темам, вызывающим трудности при выполнении заданий ЕГЭ (индивидуально) 

 

Подведение итогов.  Чем занимались? Все ли получилось?  Оценки

Дом. задание: 1группа - упр.338    2 гр.- Тесты В-8 проработать. Упр. 407