Конспект открытого урока в 9 класс

 

Тема урока: «Подготовка к сдаче ГИА. Работа с тестовыми заданиями  Части 2

Цель урока:  Научить выполнять тестовые задания  «группы-А»  с целью подготовки  к успешной сдаче  ГИА

   Задачи:

 1. Педагогическая:  Показать через содержание данного урока изменение видов и форм контроля, диагностирующих качество языкового образования.

2. Учебные:  Проверить лингвистическую (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) компетенции учащихся на данном этапе освоения учебного материала;

3. Воспитательная: Побудить учащихся задуматься о гуманной модели поведения и взаимоотношения между людьми, способствуя тем самым формированию их нравственной позиции.

Оборудование к уроку: Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация; ноутбуки; Словарь Ожигова; текст Д.Гранина;

 Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

 

1 Орг.момент

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

Слайд 6=3

 

Слайд 7

(задачи)

 

 

 

 

2.

Подготовка к восприятию

Вступ.слово учителя

 

 

 

Слайд 8

Эпиграф

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

(доброта..)

Здравствуйте,  ребята и уважаемые гости! Начинаем очередное занятие по подготовке к ГИА. Сегодня на нашем уроке  присутствуют гости. Постараемся не волноваться и  работать, как обычно.

Все готовы к уроку?

На прошлом занятии вы выполняли сам.  работу и вот посмотрите  результат. Как видите еще много ошибок. Следовательно, исходя из ваших результатов, 

Чем сегодня будем  заниматься?  (работать с частью А) С-4

Откройте тетради и запишите  сегодняшнее число и  тему:

 Часть 2.  Выполнение тестовых  заданий  группы-А

 

Наша основная цель?  (подготовка к ГИА)   С-5

 

Посмотрите еще раз на свои работы и скажите: Какие поставим перед собой задачи  для работы на данном  занятии  при подготовке к ГИА? (слайд4)

(Отработать задания, вызывающие трудности.)

 

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей при подготовке к ГИА.

 

Не забудьте   дать оценку своим знаниям. (Учитель  раздает  «Лист контроля»)

 

 

У: Сегодня, проводя подготовку к ГИА, мне хочется поговорить с вами  о милосердии  и  доброте, которые всегда согревают душу тех, кто их сотворил.

Не секрет, что мы с вами живем в трудное время.   Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Появилось равнодушие, разобщенность между людьми, негативное отношение друг к другу. Но мы с вами  живем в обществе и наши слова, поступки не безразличны для окружающих.   

Поэтому эпиграфом урока я взяла строки из стих. Александра Чепурова:

     Давайте поклоняться доброте!  

     Давайте с думой жить о доброте:

     Вся в голубой и звездной красоте,

     Земля добра. Она дарит нас хлебом,

     Живой водой и деревом в цвету. 

     Под этим вечно неспокойным небом

     Давайте воевать за доброту!

 

- Как вы считаете - что такое доброта,  добро?  

 (отвечают дети)

У: Вот как дает  толкование этих слов  Словарь  Ожигова. (Слайд 9)

 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

Отработать Темы, которые вызывают  затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добро- это что-то хорошее, полезное, противоположное злу.  Доброта – когда человек готов помочь другому, внимателен к людям , бескорыстен

 

 

3.

Проверка Д.З

Слайд 10

 

У: Темы доброты и милосердия – вечные  темы.  О них писали, к ним  обращались великие люди разных эпох  

Проверим  д/з.  Я  просила  найти и выписать, используя разные источники информации   1)Царев   – высказывания великих людей о доброте

2) Рябов .- пословицы (По желанию подготовить презентации)

 

Молодцы. Спасибо. Листы контроля. Не забудьте оценить работу.

Выступления уч-ся

Р: Я работал  с книгой и интернетом…Пословиц очень много. Я выписал  те, которые мне больше понравились.

Ц: Я также пользовался интернетом. Есть  высказывания  как русских писателей, так и зарубежных.

 

4.Работа с Текстом

 

Слайд 11

 Портрет

Аудизапись

 

Слайд 11

 

Работа с словарем

 

 

 

 

 

 

У: Сегодня мы говорим о главных в наше время нравственных понятиях – милосердии и доброте. К сожалению, порой мы часто проходим мимо, не обращая внимания на тех, кому нужна наша помощь.

Прослушайте отрывок из очерка Даниила  Гранина

 

Работа с текстом:

-О чем текст?( о милосердии)

 

- Что такое милосердие?  Найдите в словаре.

- Подберите синонимы к слову милосердие. 

( милость, милосердный, миловать, милостыня, милостливый)

 

 

-Если бы нам нужно было писать сейчас изложение,  какие микротемы вы выделили бы?

 

-Назовите ключевые слова:

 

 

 

 

-О том, что люди часто проходят мимо чужой беды, о людском безразличии…

 

Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

 

Микротемы -3 (несчастье, воспо-минания, размышления над проблемой

 

Ключевые слова (несчастье, боль, необходима помощь,  страдание, никто не помог, раздумья, фронт, милосердие)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд13 Экспресс-опрос

 

Слайд14

 

 

 

 

 

 

 

Слайд15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимо-проверка

Слай 17

 

 

 

 

 

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

Задание:

   Выполнить тестовые задания «группы А» с выбором  ответа, показывающего  точность  понимания исходного текста.

 

А1.1 В каком из высказываний содержится главная мысль текста?

1) С человеком случилась беда: упал на улице, сломал нос, вывихнул руку.

2) В ожидании помощи особенно хорошо запоминаются лица людей, проходивших мимо.

3) Главное правило фронтовой жизни – оказание помощи всем, кто в ней нуждался.

4) Пройти мимо чужой беды стало для людей почти чувством привычным.

 

А 1.2.  К какому стилю и типу речи относится текст?

1) Разговорный стиль;  повествование.

2) Художественный стиль; описание.

3) Публицистический стиль; рассуждение.

4)  Научный стиль; описание.

 

А 1.3.   Какая из проблем  главная?

1) Проблема утраты милосердия.

2) Проблема воспитания милосердия

3) Проблема социальных преобразований в стране.

 

А2.  Укажите, в каком значении употреблено слово «милосердие»?

1) Выражение сочувствия, сожаления.

2) Жалость к пострадавшему.

3) Готовность простить.

4) Гуманность, готовность помочь из сострадания.

 

А3. Какое средство речевой выразительности используется в предложениях:

    «Могли ли  меня принять за пьяного?.. Но даже если и принимали за пьяного они же видели, что я весь в крови…почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? Значит, пройти мимо,  не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?»

1) Гипербола.

2) Антитеза.

3) Риторические вопросы.

 4) Эпитеты.

 

Взаимопроверка

Проверьте себя и оцените.    Листы контроля

 

-Подведем итог. Что волнует Д.Гранина в этом очерке? К чему  призывает?

-Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас!

 Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то,
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день 
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!    (Михаил Пляцковский)

 

Д/з    Творческие эскизы   (задание дифференцированное)

 

 

Листы контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волнует отсутствие готовности помочь друг другу

Призывает  задуматься  почему так происходит? Говорит о необходимости милосердия, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души.

 

Физ.минуткаСлайд 20-21

Физкультминутка

 

 

Тесты

Слайд 22

2. Решение тестовых заданий

( А-6, А-7)

Задача: Отработать материал, вызывающий трудности при выполнении  заданий ГИА, связанные:

   а) с правописанием приставок : А-6. (Рябов И.)

   б) с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий  А-7 (Царев К)

 

Обучающиеся на компьютерах индивидуально работают с тестовыми заданиями по темам, вызывающим трудности при выполнении заданий ГИА.

 

 

ИД

Слайд 23

3. Интерактивный диктант

Задача: Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся.

 

Дети на ноутбуках работают самостоятельно с текстами

 

Рефлексия

Слайд 24

Рефлексия
Самооценка

Обучающиеся  осмысливают полученные результаты по изучению темы, соотносят  цели и полученный результат.

 

Итог

Слайд 25

Поэтический  этюд. Закончить наше занятие мне бы хотелось словами стихотворения В.Е. Рахматуллиной:

Людской душе необходимо

Иметь могучий, яркий свет,

Чтоб милосердным быть со всеми

На протяженье многих лет.

И пусть твердят, что это чувство

Неактуальное давно.

Нет прав у нас так равнодушно

Взирать на окружающее зло.

А чтоб любовь и состраданье

Теплом согрели нам сердца,

Я вас прошу без назиданья

Сочувствовать и верить людям  до конца!