Суббота, 20.10.2018, 22:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Сайт в каталогах
Учительский портал

Каталог образовательных сайтов Продленка Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру Библиотека методических материалов для учителя Мультиурок - проект для
 учителей
Образование News
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Персональный сайт учителя Галкиной В.В.


Специфика уроков русского языка в классах коррекционно-развивающего обучения.


Галкина Вера Владимировна,

учитель русского языка и литературы.

Федотова Надежда Ивановна, завуч по УВР.

 

В нашей школе, как и во многих других школах района, функционирует система компенсирующего обучения. Она нацелена на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих определенные трудности в воспитании и обучении.

Мы работаем по программе для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

В основе успеха нашей работы в ККО лежит сложившаяся система общения учителя с учащимися. Работа учителя в основном строится в расчете на конкретного ученика, а в целом включает в себя мощное коррекционно-развивающее воздействие на развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся. Обязательным условием является соблюдение охранного режима. Именно организация работы на основе индивидуально-дифференцированного подхода дает возможность избегать физических, психических перегрузок школьника, снять отрицательные факторы неожиданности, растерянности, страха, неуверенности. Наглядность, музыка – это очень помогает подростку лучше понять материал, настроиться на плодотворную работу, предотвращая те срывы, когда у них наступает торможение вследствие чрезмерной усталости, напряженности и переутомления.

На наш взгляд,одним из самых трудных предметов для умственно отсталых детей является русский язык. Особенности уроков русского языка обусловлены как спецификой самого учебного предмета, егоцелями и задачами, так и особенностями психического развития учащихся, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы обучения:

– обучение грамоте;

 - развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

- чтение и развитие речи;

- грамматика, правописание, развитие речи.

Задачи, которые ставят перед собой учителя русского языка, работающие в нашей школе с умственно отсталыми детьми:

1. Научить детей правильному и осмысленному чтению доступного для них текста.

2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе элементарных сведений по грамматике и правописанию, усвоению звукового состава языка.

3. Повысить уровень общего развития детей.

4. Научить детей правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5. Развить нравственные качества школьников.

Эффективность урока обеспечивается реализацией триединства егодидактических целей: образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих. Последняя имеет первостепеннyю значимость при обучении детей, имеющих некоторое отставание в развитии. Подготовка учителя к уроку - процесс творческий, он требует, прежде всего, хорошего знания программы, а также умения выбрать оптимальные средства и формы обучения

В нашей школе мы применяем самые разнообразные методы и приемы, позволяющие на уроках русского языка одновременно с обучением вести работы по коррекции:

· Опорные карты и конспекты на уроках русского языка, литературы;

· Технологические карты;

· Опорные таблицы;

· Коллективные способы обучения.

Стараемся на уроке доказать подростку его интеллектуальную состоятельность:

· Во-первых, показать, что он что-то может в учебном процессе. Пока не так важно за какую оценку, но может.

· Во-вторых, формируем мотив обучения: если ходить в школу, стараться, то зачем;

· В-третьих, формируем адекватное представление о собственных знаниях. Практикуем оценку «авансом»

При обучении русскому языку в классах компенсирующего обучения мы стремимся максимально учитывать как особенности развития наших учеников, так и те причины, которые могли бы спровоцировать трудности в усвоении знаний.

Обучение русскому языку в ККО строим на следующих принципах:

 1. Изучение законов языка изнутри. Учитель не указывает ученикам на какой-нибудь факт, не сообщает определение или правило: - Сегодня мы продолжим знакомство с составом слова. Тема урока "Приставки”. Сравните слова "улетел”, "прилетел”, "залетел”. Что вы увидели? Вместе с учениками учитель наблюдает за явлениями, существующими внутри языка, анализирует их взаимосвязи и взаимозависимости. Так, приставки они выделяют, наблюдая за изменением смысла в двух предложениях "Запели, засвистели донские соловьи” и "Отпели, отсвистели донские соловьи”, устанавливают, почему изменился смысл первого предложения, каким он стал. Окончание слова выделяют, наблюдая за глагольным и предложным управлением и т.д. Выводы о сути этих явлений становятся правилами.

 2. Интегративное изучение грамматических тем. Изучение теории языка не должно проходить в виде изучения отдельных тем по принципу "лоскутного одеяла”. Язык - живой организм, в котором все явления тесно переплетены и взаимно связаны. В качестве примера интеграции тем приведем пример изучения правописания безударных гласных. Внутри работы над словом, которая является самостоятельной темой и ведется по своей логике, мы начинаем сопоставлять написанные слова по значению и написанию: чем похожи и чем отличаются. Выясняется, что у слов "лес” и "лесник” разные лексические значения и звуко-буквенный комплекс, но они едины по семантике, у них есть общая часть, в которой, по-видимому, и прячется единый смысл - лес. Одновременно устанавливается факт наличия в каждом слове языка ударения, которое определяет смысл каждого слова и даже его существования (в русском языке есть слово "стакан”, но нет слова "стакан”). Продолжая подбирать однокоренные слова по единству смысла, мы учим детей выделять корень слов, в котором заключено это единство. В группах однокоренных слов ставим ударение и на каком-то этапе привлекаем внимание детей к тому, что в некоторых словах ударение падает на корень, а в некоторых - вне корня. Выписываем эти слова парами, выделяя корень.

Потом начинаем наблюдать за тем, как звучит гласный звук в корне под ударением и в безударной позиции и устанавливаем, что они произносятся по-разному, а пишутся одинаково. Поставив ударение, связываем четкое произнесение корневой гласной с местом ударения и делаем вывод: под ударением гласный звук в корне произносится так, как пишется, следовательно, и пишется так, как произносится. После чего предъявляем ученикам не встречавшееся раньше слово с пропущенной гласной в корне и предлагаем узнать, какую букву надо написать, например, "пот..ряли” (потеряли). В поисках решения этой задачи ученики приходят к выводу: надо подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение падало бы на корень.

 3. Осознание внутренней логики языковой системы. Вся работа на уроках русского языка строится таким образом, чтобы ученики не только сделали выводы из своих наблюдений и чтобы эти выводы были адекватны грамматическим правилам, но, самое главное, чтобы они поняли логику этого вывода: почему надо делать именно так, проверять именно таким способом, а не другим. Наша цель - формировать у учеников "чувство языка”, а не заучивать с ним свод правил, потому что знание правил и умение грамотно писать - не одно и то же.

4. Соответствие преподавания материала возможностям учеников. До настоящего времени, к сожалению, существует убежденность в том, что ученики могут и должны усвоить данную тему в данное время, которое определено программой.

И никто почему-то не задумывается, а готов ли ребенок к тому, чтобы эту тему усвоить, есть у него психологические и интеллектуальные предпосылки? Для того, чтобы дети хорошо усвоили части речи, необходимо отделить в их сознании лексическое значение слова от его грамматического значения, без этого им очень трудно понять, что "стоит” и "сидит” это глаголы действия, а вопрос надо ставить к слову (что делает? сидит), а не от слова (сидит на чем?) и т.п.

Поскольку у этих учащихся часто встречаются недостатки памяти, на уроках ведем систематическое повторение изучаемого материала, а для воспитания навыков контроля и самоконтроля - хотя бы очень небольшую по объему самостоятельную работу.

Учитывая повышенную утомляемость детей, корректируем (уменьшаем) объем преподносимого материала и используем более медленный темп урока. Стараемся изучать материал небольшими дозами, более развернуто, с постепенным усложнением, увеличив количество тренировочных упражнений на уроке. Обязательновключаемпредметно-практическую деятельность самих детей, в процессе выполнения которой у нихформируются основные лингвистические понятия. Работа должна быть разнообразной и сопровождаться словесным отчетом учащихся.

Во избежание переутомления чередуем виды деятельности учащихся на уроке. Переключаем их внимание то на устные упражнения, то на письменные виды работ. Используем работу с книгой, предлагаем различные упражнения графического характера.

Таким образом, анализируя все выше изложенное, следует отметить, что эффективность обучения умственно отсталых учащихся состоит в том, что несмотря на различные задачи каждого конкретного урока, различную их структуру, учителю нужно помнить о том, что все содержание урока русского языка, все методы обучения должны быть направлены на развитие детей, коррекцию их недостатков, повышение познавательной активности, рост заинтересованности учеников в предмете, решение проблемы социальной адаптации учащихся.

 

Список литературы:

1.  Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпавева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999г.

2.   Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986г.

3.   Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М., 2002г.

4.   Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003г.

5.   Мисаренко Г. Русский язык в системе компенсирующего обучения.- Газета «Педагогический поиск» № 3-4, 1995г

6.   Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М., 1982г.

7.   Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно педагогические аспекты. – М., 2001г.