Галкина Вера Владимировна
учитель русского языка и литературы 1 категории
МБОУ «Наумовская основная общеобразовательная школа»
Арзамасского района Нижегородской области
Развитие образования всегда характеризовалось своеобразным сочетанием двух важных его качеств – консерватизма и стремления к новому. Взятые в отдельности, эти качества неизбежно ведут либо к застою, отставанию от требований времени, либо к разрыву с традициями, рискованным экспериментам. Только единство здорового консерватизма, желания бережно сохранить для новых поколений достижения творческой мысли и исторического опыта, с одной стороны, и нацеленности на новые потребности и условия, а по возможности на опережение и стабилизирование этих потребностей и условий, т.е. на инновационное развитие, с другой, придает образованию и основательность, и динамизм, обеспечивает его преобразующие социальные функции.
Понятие образовательной технологии, несмотря на его
широкую распространенность, достаточно условно (В. И. Загвязинский). Те виды
технологий, которые применяются в учебном процессе уместней назвать обучающими.
Сам термин «технология» заимствованный из производственной сферы, применяется в
образовании условно, а сама образовательная технология не носит столь жесткого
и заданного характера как производственная технология. О соотношении понятий
«методика» и «технология»: и методика, и технология обладают системностью, но
идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно
ведущих к цели, т.е. инструментальностью. Методика же предусматривает
разнообразие, вариативность способов реализации теоретических технологий, и не
предлагает гарантированности достижения цели, т. е. даже идеальная методика не
обладает высокой инструментальностью.
Инструментальность образовательных технологий означает
проработанность и алгоритмизацию конкретных действий, начиная с постановки
целей, определенность этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Именно данное
свойство обеспечивает воспроизводимость технологии и гарантированность
результата. Теперь все чаще обращаются к анализу как традиционных, так и новых,
нетрадиционных технологий, которых сейчас разработано уже много. Так, Герман
Константинович Селевко (« Современные образовательные технологии: Учеб.
Пособие. – М., 1998») охарактеризовал более 40 технологий, используемых в
современном обучении. В настоящее время «Энциклопедия образовательных
технологий насчитывает 500 образовательных технологий.
Классификация образовательных технологий отражает
наиболее существенные стороны и признаки: уровень применения, философская
основа, методологический подход; ведущий фактор развития личности; характер
содержания и структура, основные методы и способы; средства обучения;
ориентация на личностные сферы и структуры индивида и др.
Из всего многообразия образовательных технологий нас
интересует классно-урочные (есть иные, например, «Модульное», где за единицу
образовательного процесса берется
модуль: гуманитарный, естественный…). Разумный подход словесников к
использованию современных технологий убеждает, что далеко не все они успешно
могут быть использованы (н-р, модульное обучение).
В виду ограниченности времени остановлюсь на одной из
технологий, используемой при обучении литературой.
Технология развития критического мышления через чтение
и письмо разработана американцами педагогами: Д. Стил, К. Мередитом, Ч. Тмилом
и С. Уолтером. Структура данной пед. технологии стройна и логична, так как ее
этапы соответствуют закономерным стадиям когнитивной деятельности личности.
Отечественные педагоги-исследователи развития
критического мышления через чтение и письмо: М. Кларин, И. Г. Агапов, Т. Г.
Галактионова и др.
На основе практического опыта использования данной
технологии на уроках литературы охарактеризованы ее основные этапы и приемы.
Вместо
традиционной структуры урока (опрос -
объяснение – закрепление) – Вызов
– Осмысление – Размышление.
На этапе
вызова: ученик сам ставит цели обучения, создает внутренний мотив к процессу
учения. Применяется парная обособленная и групповая учебная работа. Установка
развития критического мышления через чтение и письмо – «любое мнение учащихся
ценно» и « ученик имеет право на ошибку». Нет боязни получить плохую оценку,
быть непонятым.
На этапе вызова, к примеру, можно предложить
вспомнить, что известно по изучаемой теме, записав в виде ключевых слов,
обсудить в группе дополнив своими. Далее идет систематизация всей информации. Этап вызов на уроке «Жизненный и
творческий путь И. А. Бунина». Задание учащимся: составить кластер (это
графическая систематизация материала). Методика его проведения: каждый ученик
записывает в центре пустой страницы ключевое слово, обозначающее суть проблемы.
Далее в течение нескольких минут вокруг него записываются ассоциации и смыслы,
которые возникают (!не думая), в результате появляется итоговый кластер (стр.49).
Используется на этапе «Вызов» и прием Мозговая атака или штурм. Методика:
разделившись на пары учащиеся составляют список того, что они знают или думают
что знают по теме. Например, к уроку «Литература рубежа ХIХ – ХХ вв.» учащиеся составили следующий список
известной информации: научные открытия (Попов, Кюри, Эйнштейн ); живы классики
литературы Л. Толстой, А. Чехов; исторические события: русско-японская война,
1-я русская революция; и т.д.
Прием составление рассказа – предположение по ключевым
словам. Н-р, на основании ключевых слов (полустанок, разлука, любовь,
страдание, тревога, зло) выделенных из рассказа Ю. Казакова «На полустанке»
составьте повествовательный текст с определенным сюжетом.
Приём: Верные –
неверные утверждения. Методика: перед изучением материала учащимся
предлагаются 10-12 фиксированных утверждений (Верные - неверные). Они ставят +
или -. Этот прием направлен на стимуляцию познавательного интереса учащихся,
повышение внимания при чтении текста. Н-р:
1) Родился в Москве.
2) Не получил даже гимназического образования.
3) Рассказы И. Бунина 1890-х годов созданы в традициях
реалистической литературы.
4) Всей душой принял Октябрьскую революцию… и др.
Этап «Осмысление»
(Деятельностный подход). Прием:
Активное чтение (маркировка текста). Учащимся предлагаются разные системы
маркировки текста, чтобы структурировать заключенную в нем информацию, н-р:
- галочкой (V)
помечается то, что им уже известно;
- знаком минус (-) то, что противоречит их
представлениям;
- знаком плюс (+) помечается новая информация;
- вопросит. знак (?) ставится тогда, когда возникает
желание узнать о чем-то подробнее;
- восклицат. знак(!) ставится тогда, когда информация
удивила.
Основной принцип – ранжирование информации.
Специфика ранжирования может быть самой
разнообразной, соответственно содержательным задачам урока.
Прием: « Двойной
дневник». Методика Дд. особенно эффективна при работе с худ. текстом и
состоит в следующем: лист делится пополам на 2 колонки, в левой учащийся
записывает цитаты из текста, а напротив – свои комментарии к ним. Н-р: (см. приложение).
Этап «Размышление» ( преобладает творческий подход). Сюда включаются
следующие виды работ:
-«Круглый стол»(самостоятельное
написание рассказа),
-создание визуальных кластеров
(рисунки)
-самостоятельный исследовательский поиск
-создание письменных работ (эссе, ведение дневников, стихотворные формы, н-р: синквэйн-пятистишие). Синквэйн – это способ творческой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, который позволяет в худ. форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Составление синквейна способствует развитию умения резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Н-р: синквэйн о И. Бунине:
И. А. Бунин Патриотичный, русский Творит, чувствует, пишет Величайший писатель рубежа веков Патриот. | И.А.Бунин Патриотом России Иван Бунин был. Прозой, переводами На Руси он слыл. |
Все методические приемы формируют у учащихся умение
логически структурировать информацию в зависимости от собственного опыта и
знаний, способствует достижению высоких результатов обучения и глубокому
постижению материала.
Приложение.
Двойной дневник (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание») |
|
Цитаты из текста рассказа |
Комментарии учащихся |
«Портрет нарядной и
прелестной гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами...» |
Поражает контраст: живые
глаза на фоне мертвого кладбища. |
«Девочкой она ничем не
выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц...» |
В детстве была как все,
ничем не от личалась. |
«Никто не танцевал на
балах, как Оля Мещерская, никто не
бегал так на коньках, как она...» |
Автор подчеркивает ее
исключительность. |
«Незаметно стала она
девушкой, незаметно упрочилась ее
гимназическая слава и уже пошли толки...» |
Контраст естественности
девушки и толков о ней. |
«В последнюю свою зиму Оля
Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии...» |
То, что о ней говорят и она
сама — не одно и то же. |
«Вихрем носилась», «с
разбегу остановилась», «сияя глазами», «глядя ясно и живо». |
Детскость, чистота души,
непосредственность. |
«В нее безумно
влюблен гимназист Шеншин...» |
Вспоминается стихотворение
А. Фета «Шепот, робкое дыханье...» |
«Просто, почти весело
ответила Мещерская...» |
Искренность, простота,
спокойствие — все это заставляет читателя полюбить Олю. |
«А через месяц после этого
разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, ...застрелил ее на
платформе вокзала...» |
Эпизод дан бегло, словно со
стороны. Структура фразы как бы «заглушает» выстрел. |
«Ему 56 лет. Но он еще
очень красив и всегда хорошо одет — мне не понравилось только, что он приехал
в крылатке...» |
Детское восприятие Малютина. |
«Пересел ко мне, стал
говорить опять какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою
руку...» |
Безмятежность юности,
нелепость происходящего, с одной стороны и коварство, хищность,
развращенность с другой. О любви — ни слова! |
«Мещерская завлекла его,
была с ним в связи, поклялась быть его женой...» |
Признание казачьего офицера
и его действия построены по законам мира взрослых. Оля Мещерская живет по
законам юности. |
«Классная дама Оли
Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой нибудь выдумкой, заменяющей
ей действительную жизнь...» |
Удивляет искусственность,
выдуманность жизни этой женщины. |
«Но главное, знаешь ли что?
— Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как
я вздыхаю, — ведь, правда, есть? |
Рассказ Оли вновь воскрешает
ее перед читателями такой, какой мы успели ее полюбить. |
«Теперь это легкое дыхание
снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем
ветре...» |
Грусть, сожаление об
ушедшей красоте. |