Пятница, 29.03.2024, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Сайт в каталогах
Учительский портал

Каталог образовательных сайтов Продленка Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру Библиотека методических материалов для учителя Мультиурок - проект для
 учителей
Образование News
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Персональный сайт учителя Галкиной В.В.


Урок литературы в свете современных технологий

Галкина Вера Владимировна

учитель русского языка и литературы 1 категории

МБОУ «Наумовская основная общеобразовательная школа»
Арзамасского района Нижегородской области

 Презентация

Развитие образования всегда характеризовалось своеобразным сочетанием двух важных его качеств – консерватизма и стремления к новому. Взятые в отдельности, эти качества неизбежно ведут либо к застою, отставанию от требований времени, либо к разрыву с традициями, рискованным экспериментам. Только единство здорового консерватизма, желания бережно сохранить для новых поколений достижения творческой мысли и исторического опыта, с одной стороны, и нацеленности на новые потребности и условия, а по возможности на опережение и стабилизирование этих потребностей и условий, т.е. на инновационное развитие, с другой, придает образованию и основательность, и динамизм, обеспечивает его преобразующие социальные функции.

Понятие образовательной технологии, несмотря на его широкую распространенность, достаточно условно (В. И. Загвязинский). Те виды технологий, которые применяются в учебном процессе уместней назвать обучающими. Сам термин «технология» заимствованный из производственной сферы, применяется в образовании условно, а сама образовательная технология не носит столь жесткого и заданного характера как производственная технология. О соотношении понятий «методика» и «технология»: и методика, и технология обладают системностью, но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических технологий, и не предлагает гарантированности достижения цели, т. е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью.

Инструментальность образовательных технологий означает проработанность и алгоритмизацию конкретных действий, начиная с постановки целей, определенность этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Именно данное свойство обеспечивает воспроизводимость технологии и гарантированность результата. Теперь все чаще обращаются к анализу как традиционных, так и новых, нетрадиционных технологий, которых сейчас разработано уже много. Так, Герман Константинович Селевко (« Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие. – М., 1998») охарактеризовал более 40 технологий, используемых в современном обучении. В настоящее время «Энциклопедия образовательных технологий насчитывает 500 образовательных технологий.

Классификация образовательных технологий отражает наиболее существенные стороны и признаки: уровень применения, философская основа, методологический подход; ведущий фактор развития личности; характер содержания и структура, основные методы и способы; средства обучения; ориентация на личностные сферы и структуры индивида и др.

Из всего многообразия образовательных технологий нас интересует классно-урочные (есть иные, например, «Модульное», где за единицу образовательного процесса  берется модуль: гуманитарный, естественный…). Разумный подход словесников к использованию современных технологий убеждает, что далеко не все они успешно могут быть использованы (н-р, модульное обучение).

В виду ограниченности времени остановлюсь на одной из технологий, используемой при обучении литературой.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана американцами педагогами: Д. Стил, К. Мередитом, Ч. Тмилом и С. Уолтером. Структура данной пед. технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным стадиям когнитивной деятельности личности.

Отечественные педагоги-исследователи развития критического мышления через чтение и письмо: М. Кларин, И. Г. Агапов, Т. Г. Галактионова и др.

На основе практического опыта использования данной технологии на уроках литературы охарактеризованы ее основные этапы и приемы.

  Вместо традиционной структуры урока (опрос - объяснение – закрепление) – ВызовОсмысление – Размышление.

На  этапе вызова: ученик сам ставит цели обучения, создает внутренний мотив к процессу учения. Применяется парная обособленная и групповая учебная работа. Установка развития критического мышления через чтение и письмо – «любое мнение учащихся ценно» и « ученик имеет право на ошибку». Нет боязни получить плохую оценку, быть непонятым.

На этапе вызова, к примеру, можно предложить вспомнить, что известно по изучаемой теме, записав в виде ключевых слов, обсудить в группе дополнив своими. Далее идет систематизация всей информации. Этап вызов на уроке «Жизненный и творческий путь И. А. Бунина». Задание учащимся: составить кластер (это графическая систематизация материала). Методика его проведения: каждый ученик записывает в центре пустой страницы ключевое слово, обозначающее суть проблемы. Далее в течение нескольких минут вокруг него записываются ассоциации и смыслы, которые возникают (!не думая), в результате появляется итоговый кластер (стр.49).

Используется на этапе «Вызов» и прием Мозговая атака или штурм. Методика: разделившись на пары учащиеся составляют список того, что они знают или думают что знают по теме. Например, к уроку «Литература рубежа ХIХ – ХХ вв.» учащиеся составили следующий список известной информации: научные открытия (Попов, Кюри, Эйнштейн ); живы классики литературы Л. Толстой, А. Чехов; исторические события: русско-японская война, 1-я русская революция; и т.д.

Прием составление рассказа – предположение по ключевым словам. Н-р, на основании ключевых слов (полустанок, разлука, любовь, страдание, тревога, зло) выделенных из рассказа Ю. Казакова «На полустанке» составьте повествовательный текст с определенным сюжетом.

Приём: Верные – неверные утверждения. Методика: перед изучением материала учащимся предлагаются 10-12 фиксированных утверждений (Верные - неверные). Они ставят + или -. Этот прием направлен на стимуляцию познавательного интереса учащихся, повышение внимания при чтении текста. Н-р:

1) Родился в Москве.

2) Не получил даже гимназического образования.

3) Рассказы И. Бунина 1890-х годов созданы в традициях реалистической литературы.

4) Всей душой принял Октябрьскую революцию… и др.

Этап «Осмысление» (Деятельностный подход). Прием: Активное чтение (маркировка текста). Учащимся предлагаются разные системы маркировки текста, чтобы структурировать заключенную в нем информацию, н-р:

- галочкой (V) помечается то, что им уже известно;

- знаком минус (-) то, что противоречит их представлениям;

- знаком плюс (+) помечается новая информация;

- вопросит. знак (?) ставится тогда, когда возникает желание узнать о чем-то подробнее;

- восклицат. знак(!) ставится тогда, когда информация удивила.

Основной принцип – ранжирование информации. Специфика  ранжирования может быть самой разнообразной, соответственно содержательным задачам урока.

Прием: « Двойной дневник». Методика Дд. особенно эффективна при работе с худ. текстом и состоит в следующем: лист делится пополам на 2 колонки, в левой учащийся записывает цитаты из текста, а напротив – свои комментарии к ним. Н-р: (см. приложение).

Этап «Размышление» ( преобладает творческий подход). Сюда включаются следующие виды работ:

-«Круглый стол»(самостоятельное написание рассказа),

-создание визуальных кластеров (рисунки)

-самостоятельный исследовательский поиск

-создание письменных работ (эссе, ведение дневников, стихотворные формы, н-р: синквэйн-пятистишие). Синквэйн – это способ творческой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, который позволяет в худ. форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Составление синквейна способствует развитию умения резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Н-р: синквэйн о И. Бунине:

И. А. Бунин

Патриотичный, русский

Творит, чувствует, пишет

Величайший писатель рубежа веков

Патриот.

И.А.Бунин

Патриотом России

Иван Бунин был.

Прозой, переводами

На Руси он слыл. 

Все методические приемы формируют у учащихся умение логически структурировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, способствует достижению высоких результатов обучения и глубокому постижению материала.


Приложение. Двойной дневник (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»)

Цитаты из текста рассказа

Комментарии учащихся

«Портрет нарядной и прелестной гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами...»

Поражает контраст: живые глаза на фоне мертвого кладбища. 

«Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц...»

В детстве была как все, ничем не от личалась.

«Никто не танцевал на балах, как Оля Мещерская,  никто  не  бегал  так  на коньках, как она...»

Автор подчеркивает ее исключительность. 

«Незаметно стала она девушкой, незаметно  упрочилась  ее   гимназическая слава и уже пошли толки...»

Контраст естественности девушки и толков о ней.

«В последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии...»

То, что о ней говорят и она сама — не одно и то же. 

«Вихрем носилась», «с разбегу остановилась», «сияя глазами», «глядя ясно и живо».

Детскость, чистота души, непосредственность. 

«В  нее безумно  влюблен  гимназист Шеншин...»

Вспоминается стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье...»

«Просто, почти весело ответила Мещерская...» 

Искренность, простота, спокойствие — все это заставляет читателя полюбить Олю.

«А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, ...застрелил ее на платформе вокзала...»

Эпизод дан бегло, словно со стороны. Структура фразы как бы «заглушает» выстрел. 

«Ему 56 лет. Но он еще очень красив и всегда хорошо одет — мне не понравилось только, что он приехал в крылатке...»

Детское восприятие Малютина.

«Пересел ко мне, стал говорить опять какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку...» 

Безмятежность юности, нелепость происходящего, с одной стороны и коварство, хищность, развращенность с другой.

О любви — ни слова!

«Мещерская завлекла его, была с ним в связи, поклялась быть его женой...»

Признание казачьего офицера и его действия построены по законам мира взрослых. Оля Мещерская живет по законам юности.

«Классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь...»

Удивляет искусственность, выдуманность жизни этой женщины. 

«Но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай,  как  я  вздыхаю,  — ведь, правда, есть?

Рассказ Оли вновь воскрешает ее перед читателями такой, какой мы успели ее полюбить.

«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре...»

Грусть, сожаление об ушедшей красоте.