Понедельник, 17.12.2018, 12:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Сайт в каталогах
Учительский портал

Каталог образовательных сайтов Продленка Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру Библиотека методических материалов для учителя Мультиурок - проект для
 учителей
Образование News
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Персональный сайт учителя Галкиной В.В.


Роль обобщающих уроков в систематизации знаний обучающихся

Галкина Вера Владимировна

                                                                                                     учитель русского языка и литературы   I  категории

МБОУ "Наумовской ООШ"


Обобщающие уроки – одно из звеньев в цепи методически продуманной системы уроков, которая помогает решать проблемы развивающего обучения. Вместе с тем учителя часто недооценивают  значение систематизации и обобщения знаний учащихся.

Та работа, которую они проводят на уроках по систематизации знаний при изучении нового материала и повторению ранее изученного, далеко не достаточна. Возникает необходимость обобщающего повторения на специально отведенных для этой цели уроках.

Основная цель заключительных обобщающих уроков сводится не только к углублению, обобщению и закреплению знаний основных закономерностей, но и к развитию логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умению классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

Повторение на обобщающих уроках должно сопровождаться образованием многосторонних связей  между изученными материалами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач.   Обобщающие повторение необходимо систематически осуществлять после изучения наиболее трудных, логически законченных тем курса, так как именно на обобщающих уроках завершается формирование и развитие основных понятий, которые служат базой для усвоения материала последующих тем.   Успешное проведение обобщающих уроков, их методика зависят не только от содержания изучаемого материала, но и от степени подготовленности учащихся к самостоятельному решению поставленных учителем задач, наличия у них умений и навыков анализировать, сравнивать, выделять существенное, обобщать.

Эти уроки должны включать целый ряд дидактических компонентов, которые являются важными дифференцирующими признаками уроков данного типа. Компоненты эти таковы:

1. Углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений.

2. Выполнение учащимися дифференцированных практических заданий с постоянным наращиванием трудностей.

3. Контроль  за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающих высокий уровень самостоятельной работы.

Именно при наличии указанных компонентов обобщающие уроки приобретают свой статус, значительно выделяясь по своим воспитательно–образовательным возможностям среди уроков других типов.

После крупных тем, например «Словообразование», «Лексика», «Служебные части речи» и другие, провожу обобщающие уроки.  Стараюсь, чтобы они были яркими, запоминающимися, необычными, надолго оставались в памяти детей. Это уроки – праздники. Почти всегда для проведения таких уроков использую нетрадиционные формы:

-уроки соревнования,

-уроки конкурсы,

-уроки путешествия,

-уроки КВН,

-уроки сказки,

-уроки заседание ученого совета,

-уроки семинары,

-уроки практикумы.

Такие  формы,  во-первых, вызывают большой интерес к урокам русского языка,  во-вторых, способствуют  лучшему запоминанию изученного, развивают речь учащихся, повышают активность ребят на уроке.

На обобщающих уроках стараюсь всегда вводить теоретические сообщения по изученной теме. Они развивают устную монологическую речь учащихся. Этот вид опроса развивает  умение самостоятельно обобщать, систематизировать изученный материал, учит составлению связанного  высказывания на грамматическую тему.

Также приучаю детей к рецензированию, что способствует лучшему запоминанию материала, умению видеть ошибки товарища. Слушать.

Подбираю разные виды упражнений: схемы, таблицы, устные ответы, сигнальные карточки. Стараюсь использовать задания, тексты не из учебника, а из художественной литературы.

Все это позволяет мне провести обобщающий урок интересно и плодотворно.