Конспект открытого  занятия  по русскому языку в 9 классе.

 

Тема:  Средства речевой выразительности языка. Подготовка к ГИА.

 

Цель:  Актуализировать  знания учащихся  о средствах речевой выразительности с целью подготовки к успешной сдаче  ГИА.

 

Задачи:

 

 Образовательные:

     1. Вспомнить и обобщить  изученное  о средствах речевой выразительности; повторить термины; закрепить умение различать тропы,   стилистические фигуры и другие средства выразительности в тексте; (А-3)

    2 . Отработать задания ГИА, связанные

     а) с постановкой знаков  препинания при обособленных обстоятельствах ( В-4 ),вводных словах и уточняющих конструкциях.  (В-5)

     б) с определением грамматической основы предложения. В-3,6

    3. Совершенствовать орфографическую и  пунктуационную грамотность.

Развивающие:

      1.   Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию;

      2.Формировать логические умения; навыки самостоятельной работы;

            3. Развивать умение формулировать цель, тему учебного занятия;

     4.    Создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Воспитательные:

          1.  Воспитывать интерес и уважение к родному языку;

          2. Воспитывать ценностное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову, к культуре  речи;

          3. Совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

 

Тип урока: комбинированный: урок обобщения, систематизации знаний и развивающего контроля.

 

Методы:  Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Педагогические технологии: технология деятельностного  метода  обучения,

 

Формы: Коллективная,  индивидуально- обособленная

 

Оборудование:  ноутбуки ,  мультимедийный  проектор,  презентация к уроку,  диски №24,25,

 флешкарта, раздаточный материал.

 

 

 

 

Планируемые результаты:

Метапредметные (ПР):

Личностные УУД:

Обучающиеся научатся:

самоопределению, стремлению к речевому самосовершенствованию; способности к  самооценке своих действий, поступков;

Обучающиеся получат возможность:

осознать себя как  индивидуальность и одновременно как члена общества.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в тексте;

- искать необходимую информацию, работать с ней (сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация)

- осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме,

- свободно ориентироваться в художественном тексте (овладение навыками смыслового чтения); 

Обучающиеся получат возможность:

в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Регулятивные УУД:

- целеполагать  под руководством учителя  с опорой на интригу

-работать по алгоритму;

-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные УУД:

- планировать  учебное сотрудничество с одноклассниками (работа в группе),

- соблюдать правила речевого поведения,

- с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные (ПР):

- находить средства речевой выразительности в художественном тексте.

- определять функции, роль средств речевой выразительности в художественном тексте.

 

 

 

Технологическая карта урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, цели этапа, формируемые УУД.

1. Самоопреде-ление к деятельности

Организационный момент

 

      1мин.

 

 

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

--Здравствуйте.  Начинаем очередное занятие по подготовке к ГИА. Сегодня на нашем уроке  присутствуют гости. Постараемся не волноваться и  работать, как обычно.

- Все готовы к уроку?

 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 

 

Принцип психологической комфортности.

ЦЕЛЬ:

-  осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности;

- создание доброжелательной атмосферы;

- мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция. 

Личностные УУД:

- самоопределение роли ученика.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.

2. Актуализация знаний, мотивация

 

(1 мин.)

 

 

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М. Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.

Слайд 2 .1 Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.  М.Горький.

– Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме.

 Сформулируйте цель  нашего сегодняшнего занятия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся  формулируют  цель урока.

 

Слайд 3

Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для  успешной сдачи  государственной итоговой аттестации

Принцип деятельности.

Принцип преемственности

ЦЕЛЬ:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для повторения изученного  материала;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;

- мотивировать ученика к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение понимать ход работы.

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- умение строить логические умозаключения;

- стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

КоммуникативныеУУД:

- планирование учебного сотрудничества;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

ЛичностныеУУД:

- понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

 

 

3.Анализ диагностической работы

 

 

2 мин.

Слайд 4       Результаты ДР

Я проверила ваши работы и вот посмотрите  результат. Исходя из ваших результатов,  чем сегодня будем на уроке заниматься?

 

А также 1.и 3 части  заданий ГИА – написание  изложения и сочинения – требуют умения не только понять текст, запомнить, найти в нем лексические и грамматические средства, но и грамотно изложить.  Следовательно, продолжим

3. Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности – ИК.

Дети определяют круг вопросов:

 

1. Работа над тестовыми заданиями А-3- Средства  выразительности

2. Индивидуальная работа над тест. Заданиями-  В3, В5 ,В6. 

 

Принцип деятельности.

Цель: -по результатам выполнения диагнос-тической работы организовать рефлексию деятельности по ликвидации трудностей при выполнении тестовых заданий ГИА.

Регулятивные УУД:

- умение формулировать тему урока.

КоммуникативныеУУД:

- умение формулировать собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

- формирование и развитие ценностного отношения к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

 

4.Постановка темы и задач

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5.    Задачи.

– Какие поставим перед собой задачи для работы на данном  занятии  при подготовке к ГИА?

 

Слайд 6   Тема. План.

Отсюда тема урока: Средства речевой выразительности.

  Запишите в тетрадь.

 

 

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей при подготовке к ГИА.

 

 

Не забудьте   дать оценку своим знаниям.

 

(Учитель раздает каждому уч-ся – «Лист контроля»

См. приложение.

Задачи:

1) Вспомнить и обобщить изученное о средствах речевой выразительности; 

 научиться находить тропы в тексте; (А-3)

2) Отработать задания ГИАвязанные

 а) с постановкой знаков препинания при обособленных обстоятельствах (В-4 ),  вводных словах и предложени-ях (В-5)

   б) с определением грамматической основы предложения. В-3,6

3) Совершенствовать орфографиичес-кую и  пунктуационную грамотность.

 

Принцип творчества.

Принцип целостности.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

 

Регулятивные УУД:

- умение понимать ход работы;

- умение определять цели, ставить задачи;

- умение планировать, прогнозировать дальнейшую деятельность;

Личностные УУД:

- формирование и развитие ценностного отношения к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

КоммуникативныеУУД:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- умение строить логические умозаключения;

 

5 .  А-3

1) Повторе-ние средств выразит.

 

5 мин

Вспомним и повторим терминологию. Тропы.

 Слайд 7

 Запишите под диктовку термины и дайте  их определение.

 

1.Терминологический диктант.

 (через презентацию идет повторение  терминов и их запись в тетради)  

 

 

 Молодцы!

Дети записывают в тетрадь термины и по цепочке дают определения.

Слайд-8   Гипербола

Слайд -9   Гротеск

Слайд-10  Литота

Слайд-11 Метафора

Слайд-12  Метонимия

Слайд-13  Олицетворение

Слайд-14  Перифраза

Слайд-15  Сравнение

Слайд-16  Эпитет

Слайд-17  Градация

 

Принцип деятельности.

 

ЦЕЛЬ:- организовать повторение ранее изученного о средствах выразительности с целью успешного выполнения тестового задания А-3.

2) ЗакреплениеСам. работа.

 

Задание 1.

Кроссворд

 5мин

 

 

 

 

Задание 2

 

 

3 мин.

 

 

 

 

А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили понятийный аппарат раздела «Средства речевой выразительности».

- Перед вами на столах листы с  заданием 1.

Слайд  18   Кроссворд «Средства выразительности»

 

  Давайте проверим, все ли справились с работой.

Оцените свою работу.

 

 

 

2. Выполнение тренировочных упражнений. Тест

 (1 у доски.)

 

Слайд  19       Взаимопроверка.

 

Оцените работу.

Учитель раздает в качестве доп. информации  дома

 «Карты – схемы» (см.приложение )

Уч-ся самостоятельно выполняют

 

 

 

Задание №1.  Кроссворд.

 

Самопроверка.

 

 

 

Задание 2.

2.1.  -   2

2.2.  -     3

2.3.  – эпитет,  метафора, олицетворение.

2.4.  - метафора, сравнение, олицетворение, инверсия

 

Принцип деятельности.

ЦЕЛЬ:- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

-по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (осуществление итогового и пошагового контроля по результату, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок).

КоммуникативныеУУД:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- самоопределение (самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия).

3) Презентация Защита проекта

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

Слайд 20

( М.М). Подготовила презентацию исследовательского проекта по нашей теме «Средства выразительности в современной песне».  Предоставим ей слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Оцените работу  одноклассницы.

-Как вы думаете, будет ли ценно для нас новое знание и чем?

 

 

 

Дополнительный вопрос:

Какова практическая значимость проекта лично для тебя?

Какие знания, умения ты приобрел в процессе работы над проектом?

 

Выступление ученицы:

Тема моего проекта «Средства выра-зительности в современной песне»

Я обратилась к ней с целью научиться …..

 (звучит романс)

Презентация.

Учащиеся по очереди оценивают актуальность и практическую значимость проекта.

 

Принцип творчества.

Принцип деятельности.

Принцип целостного представления.

 

Коммуникативные УУД:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;

- умение слушать собеседника;

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие внимания;

- развитие монологической речи;

- построение речевого высказывания в устной форме;

- структурирование знаний;

 - выдвижение гипотез и их обоснование;

- формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные УУД:

-  формирование и развитие ценностного отношения к проектной деятельности;

- адекватное восприятие оценки жюри и учителя;

Личностные УУД:

- самоопределение (самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

 

6.Индивид.

работа с тестами на ноутбуках.

5 мин.

Слайд 21      Индивидуальная работа  с тестами   ГИА           

Цель: Отработать материал по темам, вызывающим трудности при выполнении заданий ГИА, связанные:  

 а) с постановкой знаков  препинания при

       - обособленных  обстоятельствах: В- 4. (Бутусова В.)

       - вводных словах и уточняющих членах -В-5 (Майор)

     б) с определением грамматической основы  предложения В-3,6. (Спиридонов В)

(Самостоятельная работа учащихся  с индивидуальными тестами  Диск №23,24; 25; Тренажер на флешкарте.

 

Оценка

Обучающиеся на компьютерах индивидуально работают с тестовыми заданиями по темам, вызывающим трудности при выполнении заданий ГИА.

БВ-В4    Диск №23

ММ-В5  Диск №24

СВ-В3,6.  Флешкарта. Тринажер.

 

 

 

  Оценка.

Принцип деятельности.

Цель: Отработать материал по темам, вызывающим трудности при выполнении заданий ГИА, связанные: 

а) с постановкой знаков  препинания при

     - обособленных обстоятельствах: В 4.

     - вводных словах и уточняющих членах В5

     б) с определением грамматической основы  предложения В-3,6.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (осуществление итогового и пошагового контроля по результату, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок).

КоммуникативныеУУД:

- умение самостоятельно работать с тестовым материалом.

Личностные УУД:

- самоопределение (самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия

Физ. Минутка

1 мин.

Слайд 22  Физкультминутка для глаз

 

Принцип психологической комфортности

Личностные УУД:

- установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

7. Диктант.

 

5 мин.

Слайд 23   Интерактивный диктант. (разноуровневый)

Цель : Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. 

Тексты:1.М. Горький «Старуха Изергиль»№1 (С.В.) 1уров.

2. Н.В.Гоголь «Мертвые души» №2 (Б.В.) 2 уровень

            3.А.П.Чехов «Ионыч» (М.М) 3 уровень

Дети на ноутбуках работают самостоятельно с текстами ( по уровням)

 

 

Оценка.

Принцип деятельности.

Цель: Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности

8.Рефлексия

 

2 мин.

Организует  дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, соотнести цели и полученный результат.

Слайд 24

 

- Вспомним, какие цели мы поставили перед собой?

 

-Как вы считаете, достигли ли мы цели?

-Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

 

 

Оценка знаний . Собрать листы контроля.

 

 

 

 

 

 

 Обучающиеся  осмысливают полученные результаты по изучению темы, соотносят  цели и полученный результат.

 

 

 

 

 

 

 

Дети сдают листы контроля со своими оценками.

ЦЕЛЬ:

-  организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

- организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

- организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

- организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

-  организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Регулятивные УУД:

- умение соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

-формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;

- формирование и развитие ценностного отношения  к проектной деятельности, к  умению анализировать и осмысливать свои достижения.

 Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

9.Дом.

Работа

1 мин.

 

41мин+4 рез.

Слайд 25   Учитель объясняет домашнее задание

на следующий урок: Найти и выписать средства речевой выразительности из стихотворения А.С. Пушкина «Узник» (1822); тесты; схема.

Спасибо за урок.

Обсуждение и запись учащимися задания в дневники.